Наш адрес: 101000, Москва, ул. Маросейка, д.6-8, стр.1, офис 287
Метро: Китай-Город
e-mail: info@capitangrant.ru

+7-495-790-3146
+7-495-624-8503

Новоафонская пещерная железная дорога

Железная дорога в Новоафонской пещере

Страна: Абхазия

Открыта 4 июля 1975 года в составе туристического комплекса Новый Афон (Республика Абхазия). Предназначена для доставки туристов в пещеру внутри Апсарской (Иверской) горы во время курортного сезона (с мая по ноябрь, а также в рождественские праздники). Имеет длину 1,3 км и 3 станции: «Входные ворота», «Зал Анакопия» и «Зал Апсны».
Из-за подземного расположения эту железную дорогу иногда сравнивают с метро.
Для подвоза отдыхающих к пещере к 1975 году была построена транспортная система — тоннель с однопутной электрифицированной железной дорогой (открыта 4 июля 1975). Работает во время курортного сезона с мая по ноябрь. Линия длиной 1291 м имеет 3 пассажирские станции. Перегоны — 816 и 475 м. Поезд проходит их за 3 и 2 мин со скоростью до 30 км/ч. Начальная станция «Входные ворота» используется как посадочно-высадочная, промежуточная станция «зал Анакопия» — как высадочная, конечная станция «зал Апсны» — как посадочная. Линия является однопутной, узкоколейной. Ширина колеи — 900 мм. Депо находится перед начальной станцией — со стороны, противоположной тоннелю к пещере. Двухпутные разъезды имеются в тоннеле около начальной станции и в зале конечной станции. Есть также 2 съезда между начальной и промежуточной станциями: к служебным тоннелю и станции. Небольшой участок рельсового пути перед депо выходит наружу под навесом. Общая длина всех путей — около 2 км. Напряжение на контактном рельсе составляет 300 В постоянного тока.
В целях безопасности пассажиров, в пределах станций контактный рельс не имеет напряжения. На этих небольших участках поезд идет на тяге от собственных аккумуляторов, в моторном вагоне.
Штатный пассажиропоток — 0,7 млн человек в сезон, то есть до 2 тыс. в день. На большей части маршрута обделка тоннеля сделана из железобетонных блоков (не метрополитеновского стандарта), часть тоннеля проложена в природной пещере. Строительство метрополитена было осуществлено в 1965—1975 годах тоннельным отрядом № 9 и строительно-монтажным поездом № 212 управления «Тбилтоннельстрой» под руководством Г. Джакели. Применялся буро-взрывной способ.
Подвижной состав
Первоначально на пещерной железной дороге использовали состав, переоборудованный из шахтёрских вагонеток. В настоящее время на линии поочерёдно используются 2 электропоезда «Турист», изготовленых по особому проекту НИИ «Гипроуглемаш» Министерства угольной промышленности СССР на Рижском вагоностроительном заводе (РВЗ). Модель контактно-аккумуляторного электропоезда не имеет аналогов. В состав входят 1 моторный (ЭПм), 1 головной (ЭПг) и 4 прицепных (ЭПп) вагона. Общая вместимость электропоезда — 90 человек. В 2005 году один из поездов «Турист» был основательно отремонтирован и усовершенствован на московском заводе СВАРЗ. При этом трамвайный контроллер был заменён на современную тиристорную систему управления. Второй состав прошёл аналогичный ремонт в марте 2009 года после долгого простоя. В ходе ремонта оба поезда был перекрашены из тёмно-синего и белого (первый состав) и из жёлтого с белыми и тёмно-оранжевыми полосами (второй состав, сохранявший заводскую окраску) в голубой цвет.
После проведенной реконструкции поезд утратил кабину управления в головном (ЭПг) вагоне, и пост управления в настоящее время находится только с одной стороны. При движении из пещеры на «Входные ворота» машинист не имеет возможности смотреть вперёд.