Наш адрес: 101000, Москва, ул. Маросейка, д.6-8, стр.1, офис 287
Метро: Китай-Город
e-mail: info@capitangrant.ru

+7-495-790-3146
+7-495-624-8503

Берлинский Городской дворец

Страна: Германия

Главная (зимняя) резиденция бранденбургских маркграфов и курфюрстов, а позднее прусских королей и германских императоров на острове Шпрееинзель на реке Шпрее в центре Берлина.
После Ноябрьской революции 1918 года дворец использовался в качестве музея и штаб-квартиры различных учреждений: Общества кайзера Вильгельма, Института психологии берлинского университета имени Фридриха Вильгельма и Общества взаимопомощи немецкой науки. Дворец значительно пострадал во Вторую мировую войну, однако его состояние тем не менее позволяло проводить в нём некоторые общественные мероприятия. Однако, от планов по его восстановлению было решено отказаться и развалины дворца в 1950 г. были снесены.
Совместным решеним федеральных и земельных властей принят проект «Гумбольдтфорум» (нем. Humboldtforum — «Форум Гумбольдта») по строительству на старом месте, в кубатуре старого дворца, нового здания в пропорциях старого дворца, с восстановлением трёх его исторических фасадов. Строительство начнётся в 2013 г.

История строительства

 

Курфюрст Фридрих II по прозвищу «Железный зуб» начал строительство дворца в 1443 году. На месте, где позднее возникнет шлютеровский шедевр, находилась крепость, контролировавшая пересекающиеся на Шпрееинзель торговые пути. В 1465 году была построена позднеготическая часовня Эразма. По приказу курфюрста Йоахима II на месте крепости архитекторами Каспаром Тайссом и Кунцем Бунтшу по образцу замка в Торгау была построена роскошная резиденция в стиле Ренессанса.
При курфюрсте Иоганне Георге в конце XVI в. по проекту придворного архитектора Рохусом, графом Линар было возведено западное крыло дворца и прилегающая придворная аптека. После Тридцатилетней войны благоустройством обветшавшего дворца занялся Великий курфюрст Фридрих Вильгельм. Позднее во времена его правления были оформлены внутренние помещения дворца как, например, «Кугелькаммер» и «Брауншвейгская галерея».
В великолепную королевскую резиденцию дворец превратил курфюрст Фридрих III, ставший в 1701 году королём Пруссии Фридрихом I. Под руководством архитектора Андреаса Шлютера начиная с 1699 года началось масштабное превращение дворца в грандиозный образец архитектуры протестантского барокко. Построенную архитектором Монетную башню в северо-западной части дворца пришлось снести из-за допущенных ошибок, за что в 1706 г. Шлютер поплатился должностью придворного архитектора, оставшись при этом придворным скульптором. На место Шлютера был назначен его конкурент Иоганн Эозандер фон Гёте, выступивший с новыми архитектурными идеями. Проект дворца подлежал пересмотру, чего однако не произошло из-за смерти Фридриха I. Его преемник, король Фридрих Вильгельм I, король-солдат, уволил большинство работавших при дворе художников из соображений экономии и при опустевшей государственной казне поручил завершить строительство дворца неизвестному ученику Шлютера Мартину Генриху Бёме.
За исключением купольного здания, возведённого в 1845—1853 гг. по проекту Карла Фридриха Шинкеля архитекторами Фридрихом Августом Штюлером и Альбертом Дитрихом Шадовом, внешний облик дворца сохранился практически без изменений. Во внутреннем убранстве дворца напротив происходили многочисленные и иногда значительные изменения. Упоминания заслуживает работа декораторов дворца Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорффа, Карла фон Гонтарда, Карла Готтгарда Лангганса, Фридриха Вильгельма фон Эрдмансдорфа и Карла Фридриха Шинкеля.

Дворец был свидетелем многих исторических событий Первой мировой войны. С балкона Городского дворца 31 июля и 1 августа 1914 г. кайзер Вильгельм II обратился с речами к жителям Берлина, призывая к национальному единству в преддверии начинавшейся войны. С того же балкона 9 ноября 1918 г. после поражения кайзеровской империи и бегства монарха лидер социалистов Карл Либкнехт провозгласил в Германии социалистическую республику.
В результате масштабных бомбардировок Берлина 3 и 24 февраля 1945 г. здание Городского дворца пострадало от разрушений и пожара. Дворец, у которого сохранились лишь внешние и несущие стены, лестничные марши и отдельные помещения крыла с Белым залом, представлял собой живописную и драматическую картину грандиозных руин. С 1945 по 1950 гг. некоторые помещения дворца, в том числе Белый зал, были кое-как восстановлены для проведения выставок. Для новых властей дворец был символом прусского абсолютизма, и руководство ГДР отказалось от идей дорогостоящего восстановления разрушенного здания и приняло решение о его сносе. В конце 1950 года по приказу Вальтера Ульбрихта Городской дворец был взорван.
После сноса дворца площадь Маркса и Энгельса (нем. Marx-Engels-Platz) с 1 мая 1951 года стала местом проведения демонстраций и парадов с трибуной для руководства страны. В 1973—1976 годах на месте трибуны был выстроен Дворец Республики. С южной стороны площади в 1964 году было возведено здание Государственного Совета ГДР, в которое был встроен портал Городского дворца, с балкона которого в 1918 году Карл Либкнехт провозгласил в Германии социалистическую республику.
Художественное значение

Городской дворец и окружавшие его здания представляли собой уникальный архитектурный ансамбль в центре Берлина. Несмотря на то, что дворец постоянно находился в незаконченном виде, он стал одним из выдающихся произведений архитектуры протестантского барокко и занял значительное место в истории искусства. В первую очередь заслуживают внимания творения Андреаса Шлютера, крупного мастера германского барокко. Вклад Эозандера, в частности, его так и нереализованный проект, имеет также большое художественное значение, но по своему стилистическому исполнению значительно уступает таланту Шлютера. Классицистское убранство помещений дворца, возникшее спустя век после Шлютера, также считалось шедевром своего времени. Берлинский Городской дворец являлся одним из лучших образцов королевских резиденций Европы.