Наш адрес: 101000, Москва, ул. Маросейка, д.6-8, стр.1, офис 287
Метро: Китай-Город
e-mail: info@capitangrant.ru

+7-495-790-3146
+7-495-624-8503

Будапешт

Страна: Венгрия

 Столица Венгрии и самый крупный город страны. По численности населения, составлявшей на март 2007 года 1,7 млн жителей, Будапешт занимает в Европейском союзе девятое место. Город образовался в 1873 году в результате слияния нескольких венгерских городов: Пешта, расположенного на восточной стороне реки Дунай, Буды и Обуды, занимающих западный берег Дуная.

История

В I веке до н. э. на месте Будапешта существовало кельтское поселение Ак-Инк, которое было торговым и ремесленным центром. После прихода римлян в 89 году н. э. территория была включена в римскую провинцию Паннония. В 106 году Ак-Инк переименовали в Аквинкум и сделали административным центром. В городе размещался римский гарнизон и насчитывалось около 20 тыс. жителей. До настоящего времени сохранился археологический парк: развалины общественных зданий, частные дома и акведук. До IV века Аквинкум был столицей провинции Нижняя Паннония. В городе стоял римский легион Legio II Adiutrix.
К 450 году римляне были вытеснены остготами и гуннами, и Паннония стала центром гуннской империи.
Современный Пешт назывался Contra Aquincum (Против Аквинкума) и был небольшим населённым пунктом.
После гуннов город оказался во власти аваров, а затем Великой Моравии.

Примерно в 895 году на Дунай пришли венгерские племена, Аквинкум был переименован в Буду (позднее в Обуду — Старую Буду) и стал первым политическим центром Венгрии. Столетием позже было провозглашено Венгерское государство.
В Пеште начали появляться переселенцы из Германии и Франции.
В результате монгольского нашествия в 1241 году Буда и Пешт были разорены. После этого в 1247 году король Бела IV на Крепостной горе выстроил укреплённый королевский замок — Буду. В 1361 Буда была провозглашена столицей Венгерского королевства.
В 1473 году в Буде Андраш Хесс отпечатал первую венгерскую книгу, которой стала «Венгерская летопись».
В 1541 году Буда и Пешт были оккупированы турками. Начался упадок города и уменьшение его населения. В Буде находилась резиденция турецкого паши, город был столицей вилайета. Только в 1686 Будайскую крепость удалось взять штурмом после почти 40 дней осады. Город был освобождён из под власти Османской империи австрийскими войсками под руководством Евгения Савойского и присоединен к владениям Габсбургов. В XVIII веке началось бурное развитие Пешта как торгового центра. К 1800 году население Пешта превышало население Буды и Обуды, вместе взятых. В следующем веке население Пешта выросло в 20 раз и составляло 600 тыс. человек, в то время как население Буды и Обуды выросло лишь в 5 раз. Объединение трёх городов впервые было предпринято во время революции 1848—1849 годах. Однако реставрация Габсбургов после поражения революции вновь повлекла разделение. Окончательное объединение трёх городов в один под названием Будапешт произошло 17 ноября 1873 года после образования отдельного венгерского королевского правительства (Австро-Венгерский компромисс). Город начал бурно развиваться. В 1896 году в Будапеште прошло широкомасштабное празднование 1000-летия обретения венграми Родины. В 1900 году население объединённого города составляло 730 тыс. человек.

В середине XIX века начали развиваться венгерские железные дороги. От Буды и Пешта линии расходились по всем направлениям — к Северной Европе, Вене, на Балканы и Карпаты.
В 1873 году улицы города стали освещать электрическими фонарями, в 1887 году в городе появились трамваи, в 1885 году — городской телефон, а в 1896 году — первое метро на Европейском континенте.
В 1918 году страна была провозглашена республикой, в 1919 году — советской республикой. Затем к власти в Венгрии пришёл адмирал Миклош Хорти, объявленный регентом. В начале XX века основной прирост населения происходил в пригородах, таких как Уйпешт и Кишпешт. К 1930 году население города составляло около 1 млн человек, а население пригородов — около 400 тыс. После отстранения Хорти от власти, в марте 1944 года Будапешт был оккупирован германскими войсками. Позже город осадила Красная армия, осада продолжалась 102 дня, центральные районы города в ходе боев превратились в руины. 13 февраля 1945 года Будапешт был взят штурмом советскими войсками. Во время штурма немецкими войсками были взорваны все мосты. После окончания боев четверть всех строений Будапешта были в руинах. Около 38 000 чел. погибло в этой битве. Большая часть еврейского населения Будапешта (250 тыс. чел. до оккупации) была уничтожена во время холокоста. Известна история шведского дипломата Рауля Валенберга, спасшего в Будапеште множество евреев.
В послевоенное время, 1 января 1950 года площадь города была существенно расширена. Был образован Большой Будапешт. Восстановление города продолжалось в 1950—1960 гг. Во время восстания в октябре 1956 в Венгрию были введены советские войска, остававшиеся там до падения коммунистического режима.
В сентябре—октябре 2006 года в Будапеште состоялись массовые антиправительственные выступления. Эти волнения были спровоцированы публикацией речи премьер-министра вновь избранного правительства Венгрии от Венгерской социалистической партии Ференца Дюрчаня, в которой на закрытом заседании фракции он признал подтасовку данных об экономической ситуации перед выборами весной 2006 года.

Транспорт

Воздушный транспорт
Будапештский международный аэропорт Ферихедь имеет 3 пассажирских терминала. Аэропорт расположен к востоку от XVIII района. Аэропорт был открыт 7 мая 1950 года. Вначале длина взлётной полосы составляла 2500 м, а в 1961 году была увеличена до 3010 м. В 1985 году был открыт новый терминал и построена вторая взлётная полоса длиной 3706 м. В настоящее время (2011 г.) аэропорт носит имя Ференца Листа.

Наземный транспорт
Автотранспорт
В Будапешт ведут основные автомагистрали Венгрии. Из четырёх автострад и четырёх автодорог (кроме восьмой) семь начинаются в Будапеште. Дорожные знаки совпадают с дорожными знаками во всех других странах ЕС. Междугородные автобусы прибывают на автовокзал «Неплигет», к мосту Арпада и на площадь Этеле в Буде. Между 1990 и 1994 годами было произведено переименование городских улиц, были возвращены имена, существовавшие с конца XIX века. В период коммунистического режима многие улицы имели идеологизированные названия.
Городской общественный транспорт
В основном, общественный транспорт Будапешта принадлежит компании BKV. Сеть общественного движения состоит из 180 автобусных маршрутов, 14 троллейбусных, 29 трамвайных и трёх линий метро. Все линии метро пересекаются на станции «Деак Ференц тер». Будапештское метро является старейшим на европейском континенте. Первая линия была проложена под проспектом Андраши от площади Вёрёшмарти до площади Героев. Эта линия функционирует и в настоящее время (жёлтая линия — площадь Вёрёшмарти — проспект Мехико). По линии ходят поезда, стилизованные под старину. На других линиях используются поезда российского производства (Мытищинского завода). В настоящее время проводится строительство четвёртой линии метро, по предварительным планам первые поезда по ней должны были пойти в 2010 году. Однако, ввод линии в эксплуатацию не произошел и в 2011 году. По осторожным оценкам экспертов, запуск линии в эксплуатацию в 2012 году маловероятен.

Трамвайные линии в Будапеште являются самыми загруженными в мире. Интервал в час пик составляет 60 — 90 сек.
В Будапеште используются самые длинные трамваи в мире — сочленённые низкопольные трамваи типа Combino Supra. Длина одного такого трамвая — 53,9 метров. Всего было заказано сорок таких трамваев.
Специальный транспорт включает фуникулёр, зубчатую железную дорогу и детскую железную дорогу. Будайский фуникулёр «Шикло» поднимается от подножия холма, от площади Адама Кларка у Цепного моста до крепости. Длина пути — 100 м. Разница в высоте между нижней и верхней станцией составляет 48 м. Фуникулёр был построен по инициативе графа Эдена Сечени и сдан в эксплуатацию 2 мая 1870 года. Вначале вагоны приводились в движение паровым двигателем.
Железная дорога
Железнодорожные перевозки осуществляются, в основном, Венгерскими государственными железными дорогами (MÁV). В Будапеште расположены три железнодорожных вокзала: Восточный вокзал «Келети», Западный вокзал «Ньюгати» и Южный вокзал «Дели» (венг. Déli pályaudvar). Здание вокзала «Ньюгати» построено по проекту Густава Эйфеля. Будапешт являлся одной из главных станций Восточного экспресса. Кроме того, существуют поезда пригородного сообщения HÉV.
В Будапеште расположена также детская железная дорога, построенная в 1948 году.
Водный транспорт
Через Будапешт протекает Дунай — одна из основных водных артерий Европы. По реке осуществляется навигация. На острове Чепель расположен торговый порт.
В самом Будапеште развит прогулочный водный транспорт. Довольно распространены речные трамвайчики типа «Москва» советского производства.

Будапешт — курортный город

Будапешт является единственной столицей европейского государства — курортом благодаря многочисленным горячим минеральным источникам. Остатки римских купален II века были найдены в черте города. Однако, культура купален начала по-настоящему развиваться лишь во время турецкого нашествия в XVI—XVII веках. В Будапеште действуют 26 купален. Самые крупные — «Сечени», «Геллерт», «Кирай» и «Рудаш»